Артем Гоголев
АО "ВОСТЭК", начальник отдела планирования и проведения закупок

"Грамотно выстроенная система закупок в компании как гарантия прозрачности закупок и способ предотвращения злоупотреблений со стороны недобросовестных участников"

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ, Закон о закупках) является рамочным нормативно-правовым актом, который устанавливает цели и принципы проведения корпоративных закупок, а конкретизацию закупочной политики отдает самим заказчикам путем издания внутреннего правового акта, регулирующего закупочную деятельность. Как правило, это положения о закупочной деятельности, но в холдинговых компаниях также стали набирать популярность стандарты закупочной деятельности, которые устанавливают общие требования по всей вертикали холдинга.

В таком наделении хозяйствующих субъектов правом издания правовых актов, которыми должны руководствоваться другие хозяйственные общества заключается уникальность 223-ФЗ. До сих пор, в российском законодательстве, хозяйствующие субъекты могли издавать правовые акты, которые регулировали и устанавливали внутренние правила компании и не имели регулятивного воздействия на третьих лиц (другие, не связанные компании). Что касается корпоративных закупок, то правовой акт заказчика обязателен для участника рынка, если он желает принять участие в закупке.

Таким образом, грамотно выстроенная система закупок в компании-заказчика, является залогом прозрачности корпоративных закупок и способом предотвращения злоупотреблений со стороны недобросовестных участников.

Закон о закупках устанавливает минимальные требования к перечню документов регулирующих закупочную деятельность, которые заказчики должны разработать и принять в установленном порядке, а именно:

  1. Часть 1 ст. 2 Закона о закупках предусматривает, что при закупке ТРУ заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными НПА РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о закупках, правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке, ПоЗ).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, ПоЗ и изменения вносимые в такое ПоЗ, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе (ЕИС).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в ЕИС также подлежат размещению следующие документы:

  • извещение о закупке;
  • документация о закупке;
  • проект договора, который является неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.

ПоЗ должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).

Обязательные требования к содержанию извещения о закупке и документации о закупке предусмотрены в частях 9 и 10 ст. 4 Закона о закупках.

Других императивных норм к составу и содержанию правовых актов заказчика 223-ФЗ не содержит (Планы закупок, требования к подготовке и размещению которых устанавливаются нормами 223-ФЗ, не являются правовыми актами, т.к. не регулируют правовые отношения между участниками закупочной процедуры, а носят информационный характер. Строго говоря, в соответствии с содержанием ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, правовым актом является ПоЗ. Но учитывая, что содержание документации о закупке дополняет ПоЗ и служит для разрешения конкретной ситуации (конкретной закупочной процедуры), ее также можно причислить к правовому акту заказчика).

Более глубокая проработка и регламентация закупок зависит от предпочтений того или иного заказчика, а также целей, которые стоят перед компанией. Не малую роль тут играет позиционирование и стратегия компании на рынке. Если компания ставит перед собой цели увеличения инвестиционной привлекательности, листинг ценных бумаг и их котировки, то такой компании требуется максимально понятная и прозрачная закупочная политика, которая будет способствовать достижению поставленных целей.

Цели любой компании в процессе построения система закупок, с достаточно высоким коэффициентом коррелируются с такими целями 223-ФЗ, изложенными в ч. 1 ст. 1, как своевременное и полное удовлетворение потребностей в ТРУ с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективное использование денежных средств.

Такие же цели, как расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, относятся больше к функциям публичного-правого регулирования и в меньшей степени касаются основных целей хозяйствующих субъектов, если они отрицательно не влияют на достижение целей указанных в предыдущем абзаце. При этом, многие заказчики по 223-ФЗ декларируют в своих правовых актах, регулирующих закупочную деятельность, стремление к достижению всех целей Закона о закупках.

Закупочная деятельность компании, является бизнес-процессом, как и другие направления деятельности (управленческий учет, бюджетирование, претензионно-исковая работа и др.), и требует внедрения различных механизмов управления и подходов к проведению процедур. Представляется, что такой процесс не должен быть чрезмерно бюрократизированным и отвечать основным целям такой работы, а именно достижение своевременного и полного удовлетворения потребностей в ТРУ, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, при наиболее эффективном использовании денежных средств. Учитывая, что речь идет о процессе, то необходимо достигать цели с минимальными трудозатратами и времени.

Заказчику необходимо правильно рассчитать уровни принятия решений и маршрут движения документов в компании. Не имеет смысла копировать правовые акты других заказчиков. Вместо улучшения закупочной деятельности в компании, заказчик может получить прямо пропорциональный эффект, который будет вызван неготовностью внутренних пользователей реализовывать все регулятивные механизмы, связанный с непониманием стоящих перед ними задач, высокой загруженностью. В результате, заказчик столкнется с несвоевременным удовлетворением потребностей в ТРУ.

На сегодняшний день, одним из наиболее действенных и эффективных способов достижения прозрачности закупок и предотвращения злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков и участников, остается осуществление закупок через электронные торговые площадки (закупки в электронной форме).

В начале 2017 года в Госдуму внесены поправки к проекту федерального закона № 821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ направлен на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к закупкам в соответствии с 223-ФЗ, путем перевода закупок ТРУ, которые производятся в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ПП № 1352) в электронную форму.

Указанная законодательная инициатива для рынка юридических услуг носит положительный характер, в связи с тем, что многие крупные заказчики по 223-ФЗ, которые обязаны осуществлять закупки по правилам ПП № 1352, включают в свои планы закупок у МСП коды ОКПД2 относящиеся к юридическим услугам (так, например, у ПАО «НК «Роснефть» предусмотрен код ОКПД2 69.20.31.000 «Услуги по налоговому консультированию и подготовка налоговой документации для юридических лиц», у ПАО «МОЭК» коды 69.10 «Услуги юридические», 69.20.3 «Услуги в области налогового консультирования», у АО «РОСНАНО» код 69.10.19.000 «Услуги юридические прочие»).

Правоотношения в рамках корпоративных закупок носят встречный характер, с одной стороны заказчики, которые заинтересованы получить услуги лучшего качества путем наиболее эффективного расходования денежных средств, а с другой стороны участники рынка, стремящиеся получить контракт на наиболее выгодных условиях. И те, и другие, в процессе достижения поставленных перед собой целей могут допускать недобросовестные действия. Теме борьбы с недобросовестными действиями заказчика, посвящены многие нормы действующего законодательства РФ, которые применяются через различные контролирующие органы. Способы же борьбы с недобросовестными участниками закупок, в большей степени, находятся в руках самих заказчиков, которые в рамках построения системы закупок предусматривают различные фильтры, которые способствуют, более или менее успешно, определять наилучших исполнителей для удовлетворения конкретной потребности.

Для рынка юридических услуг, пресекательными недобросовестные действия участников мерами, помимо общих – включение в реестр недобросовестных поставщиков, вследствие расторжения договора по решению суда, в связи с существенным нарушением исполнителем условий договора (что для юридических услуг имеет определенные трудности), существуют специальные, включаемые в оценочные критерии, например, неисполнение или ненадлежащее исполнение участником своих обязательств по ранее заключенным с заказчиком договорам, нахождение в определенном рейтинге и др., которые напрямую зависят от репутации исполнителя и, которые будут влиять на оценку поданной им заявки.