Зарубежный опыт проведения закупок юруслуг

Вы знали, что Правительство Дании обслуживает юрфирма, договор с которой заключен без публичных торгов? А о том, что в Эстонии с 1 сентября 2017 года нельзя совершить закупку услуг по представлению интересов в суде? Вам известно, что в США немотивированное расторжение договора по инициативе заказчика возможно только в интересах Правительства? Об особенностях закупок за рубежом читайте в нашем материале.

Страны СНГ

Наименьший интерес с точки зрения проведения юрзакупок представляют страны СНГ. Например, на Украине, в Беларуси и Казахстане имеются специальные законы о закупках, но их нормы очень похожи на те, что применяются в России. Кроме того, в 2011 году президент РФ подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках», который устанавливает единые правила закупок в России, Белоруси и Казахстане. Как и у нас, информация о закупках в этих странах публикуется на специальном ресурсе в интернете. Случаи, при которых закупки могут осуществляться у единственного исполнителя, также совпадают. Кроме того, существует единый перечень услуг, закупка которых осуществляется путём проведения электронных аукционов.

США

В США закупки регулируются целым рядом актов, которые называются «Правила закупок для федеральных нужд (FAR)». В нем указаны общие принципы проведения закупок, требования к порядку и процедуре. Директор юридической службы Ernst & Young в СНГ Алексей Стаценко рассказал, что в США закупки юруслуг проводятся с помощью тендерных процедур, однако с некоторыми особенностями. «В США по инициативе заказчика немотивированное расторжение договора возможно только в интересах Правительства. Как правило, за ним следует соглашение о взаиморасчетах, заключенное между исполнителем и заказчиком. Кроме того, в Америке у участника закупок может быть гораздо больше возможностей для обсуждения и изменения условий содержащегося в тендерной документации шаблонного договора. Это позволяет без изменения коммерческих условий закупки включить в договор специфические условия, характерные для закупки юруслуг», – объяснил Стаценко.

Специалисты, занимающиеся изучением зарубежного опыта в сфере закупок, отмечают, что в США система государственных закупок является эффективным инструментом государственного управления, особенно управления бюджетными средствами. Такую форму управленческой технологии часто называют «прокьюрементом», то есть совокупностью практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы заказчика при проведении закупок.

Особое внимание в рамках достижения эффективности госзакупок в США уделяется этапу их планирования, в ходе которого определяется прогноз закупок и устанавливается индивидуальный план закупок. В США исходят из того, что без правильной организации данного (первоначального) этапа невозможно говорить об эффективности закупочной деятельности в целом.

Другой особенностью закупок в США можно назвать наличие специальных госслужащих – контрактных офицеров, которые на основании выданных сертификатов имеют право принимать участие в различных этапах госзакупок от стадии их размещения до реализации контракта.

Что примечательно, в США одним из основных способов размещения госзаказа являются прямые переговоры, далее по популярности следуют открытые и закрытые торги. Считается, что в рамках такой процедуры контрактный офицер в наибольшей степени может оценить кандидатуры потенциальных исполнителей и выбрать наиболее оптимального как с точки зрения профессионализма, так и цены контракта.

Евросоюз

Система правового регулирования госзакупок в Евросоюзе трехуровневая – это международные нормы, законодательство ЕС, а также национальное законодательство отдельных стран.

Так, все страны Евросоюза при проведении закупок опираются на Директиву ЕС 2004/18/ЕС и 2004/17/ЕС. Она применима и к государственным органам, и к частным компаниям. Согласно этой директиве, если сумма контракта превышает определенный порог, необходимо проводить публичный тендер.

Однако практически у каждой из европейских стран имеется национальное законодательство о закупках. В Чехии, например, это акт № 137/2006 о тендерных закупках и акт № 139/2006 о концессиях, в Испании – закон о публичных контрактах 3/2011, во Франции – Кодекс государственных заказов и Кодекс государственных рынков, в Литве – закон о государственных закупках и закон о закупках в секторе общественных благ. Все эти законы очень отличаются друг от друга, поэтому закупки юруслуг в Европе представляют наибольший интерес.

Если говорить о способах закупок в ЕС, то они разнообразны: открытые и закрытые конкурсы, запросы котировок, закупка у единственного источника, запросы предложений и конкурентные переговоры.

Для проведения юрзакупки посредством тендера в странах Евросоюза установлен специальный минимальный порог, и во всех странах он разный. Например, в Румынии он составляет €28 000 для всех компаний, в Италии – €40 000, в Литве – €58 000, в Австрии – €135 000. Есть и другие различия. В Италии юрзакупки проводятся в условиях особой срочности. В Чехии для такого вида закупок существует упрощенная процедура. Так, заказчик вправе не использовать публичную закупку для:

  • юридических услуг по представлению интересов в судебных процессах, административных процессах перед судами, третейскими судами (арбитражами) и административными органами, в том числе перед международными судебными органами;
  • юридических услуг, предоставляемых при подготовке к участию в процессах, указанных выше, либо если обстоятельства позволяют прийти к выводу, что дело будет рассматриваться в ходе указанных процессов.

В Чехии публичные контракты, с точки зрения ожидаемого объема, могут подразделяться на те, что выше определенного порога, ниже определенного порога и проекты малого масштаба. 

В Италии и Испании юрзакупки чаще всего проходят на базе открытых тендерных предложений. Во Франции проводить тендер при закупке юруслуг не обязательно, однако крупные игроки с удовольствием пользуются этой возможностью. В Ирландии консультанты представляют электронные заявки об оказании услуг, которые отбираются, исходя из размера и квалификации команды, стоимости их услуг, уровня страхования профессиональной ответственности, наличия свидетельства об отсутствии задолженности.

В Дании закупки юруслуг проводят только частные компании – Правительство обслуживает юрфирма «Kammeradvokaten» на основании договора без публичных торгов. А вот в Эстонии с 1 сентября 2017 года закупку услуг по представлению интересов в суде совершить невозможно – процедура полностью отменена на законодательном уровне.

***

Закупки юридических услуг пользуются популярностью как в России, так и в других странах. «При этом иностранное регулирование закупок зачастую представляется более гибким по сравнению с российским законодательством, например, в части возможности согласования условий закупок, а также расторжения и изменения контракта», – подытожил Стаценко.

«Российское законодательство в сфере закупок в целом отвечает основным мировым тенденциям. Поэтому для повышения прозрачности и эффективности закупок в России не стоит злоупотреблять внесениями изменений в действующее законодательство, в том числе путем заимствования новых правовых конструкций из опыта зарубежных стран в частных вопросах закупок. Главное сейчас – добиться достижения эффективности закупочной деятельности путем реализации уже имеющихся норм. Для этого необходимо построение прозрачной системы мониторинга и контроля, и это касается не только закупок по 44-ФЗ, но и по 223-ФЗ. Именно в этом направлении и стоит двигаться», – считает Ирина Мостовая, партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты».

Международный опыт регулирования и организации закупок, безусловно, может быть полезен. Причем опыт не только в проведении закупок, но и в их планировании и контроле за соблюдением положений законодательства. Этим этапам в США и странах Евросоюза уделяется особое повышенное внимание, так как они дают возможность оценить эффективность госзакупок.

Однако эксперты высказывают различные мнения относительно необходимости активного использования опыта зарубежных стран в ключевых вопросах правового регулирования сферы закупок в национальном законодательстве. 

«Говоря об общем принципе прозрачности закупок, необходимо не забывать о соблюдении тонкого баланса между стимулированием здоровой конкуренции и недопущением неопределенности (неуверенности) в поставщике услуг. Здесь будет нелишним проанализировать опыт США, где одним из основных способов государственных закупок являются не открытые процедуры, а прямые переговоры заказчика с предварительно отобранными потенциальными исполнителями и закрытые торги. Однако, обращаясь к зарубежному опыту, необходимо не забывать о российских реалиях, – комментирует Ирина Мостовая. – Именно поэтому в рамках нормотворческой деятельности в сфере закупок особое внимание необходимо уделять таким вопросам, как четкое правовое регулирование различных видов тендерных процедур, недопущение злоупотреблений на всех этапах закупок, а также реальное усиление ответственности за допущенные нарушения как для организаторов торгов, так и участников. Таким образом, бороться нужно не с закупками из единственного источника как таковыми, тем более, как показывает опыт той же Америки, это зачастую оправдано и может прекрасно работать, а создавать такую систему закупок, при которой выбор способа закупки будет обоснован, а сама закупка проведена строго в соответствии с действующим законодательством. Но если нарушения допущены, то должна наступать реальная и ощутимая ответственность, а не фикция в виде формального решения об установлении факта нарушения, которое фактически не может быть исполнено, так как товар уже поставлен или услуга оказана».

«В России к проведению государственных и корпоративных закупок законодателем применен универсальный подход независимо от предмета закупок (допускается только изменять требования и критерии для конкретной закупки), – считает Артем Гоголев, начальник отдела планирования и проведения закупок АО "ВОСТЭК". – Как показывает зарубежный опыт закупок, в особенности в странах Евросоюза, где для заказчика одним из основных условий выступает фигура исполнителя, возможно стоит подумать о диверсификации действующего российского законодательства о закупках в зависимости от предмета потребности заказчиков, в частности, применительно к юруслугам».