"Проблема демпинга является достаточно острой"
Директор юридической службы Ernst & Young в СНГ Алексей Стаценко рассказал, какие проблемы возникают при осуществлении юрзакупок.
Можно выделить несколько основных проблем, наблюдаемых при проведении закупок юридических услуг. Прежде всего, следует отметить случаи, когда договор, подписание которого предусмотрено тендерной документацией, не соответствует специфике закупаемых услуг. Государственные заказчики зачастую разрабатывают единую форму договора, которая используется для всех (в лучшем случае – схожих) закупок и может не учитывать особенности предмета тендера. При этом в силу ограничений, предусмотренных законодательством, у поставщика, как правило, нет возможности внести изменения в предлагаемый шаблон либо предложить собственную форму договора. Это приводит к тому, что договоры заключаются на условиях, не применимых к конкретному виду закупаемых услуг, что нередко создает серьезные риски как для поставщика, так и для самого заказчика.
Следующей немаловажной проблемой является формулирование нестоимостных критериев оценивания заявок участников: такие критерии не должны приводить к ограничению конкуренции, в частности - к необоснованному ограничению числа участников закупок. К сожалению, заказчику не всегда удается соблюсти баланс и разработать критерии оценивания заявок, соответствующие законодательству о защите конкуренции и одновременно позволяющие выявить участников, способных не только предложить лучшие условия исполнения контракта, но и реально оказать требуемые услуги c высоким качеством.
Достаточно острой является и проблема демпинга: малоизвестные юридические фирмы довольно часто предлагают в заявке стоимость существенно ниже рыночной, по которой в действительности невозможно предоставить соответствующие услуги с привлечением специалистов требуемой квалификации.
Также, возможно, следует указать на излишнюю строгость определенных формальных требований, предъявляемых при проведении закупок, таких как, например, требования к срокам подписания договора. В частности, заказчик обязан заявить о включении сведений о победителе торгов в реестр недобросовестных поставщиков, даже если просрочка подписания договора минимальна и вызвана техническими причинами, а сам заказчик не понес никаких убытков и не возражает против подписания договора в более поздний срок. Это создает излишнюю и бессмысленную административную нагрузку как на заказчиков и поставщиков, так и на органы ФАС, рассматривающие подобные заявления.