Прямой эфир
11:02
Правительство опубликовало первые противосанкционные постановления
Компании защитили от действия санкций, одновременно позволив не раскрывать целый ряд данных о сделках, а также не публиковать данные о компаниях в Интернете. Соответствующие постановления опубликованы на сайте Правительства.
19:46
ФАС выявила многомилионный картель на торгах Минобороны
Московское управление Федеральной антимонопольной службы раскрыло картельные сговоры в ходе торгов Министерства обороны. Соответствующий пресс-релиз опубликован на сайте регулятора.
15:39
ПАО «МОЭК» признало несостоявшимся запрос предложений на оказание услуг по правовому сопровождению на 300 млн руб.
Заявки на участие подали 5 компаний: АБ «ВЕГАС-ЛЕКС», Адвокатское бюро «Бартолиус», ООО «НАФКО – Консультанты», ООО «Ай Пи Ти Групп» и ООО Правовой центр «Эксперт».
11:06
ЕПАМ выиграли тендер на 8,7 млн руб.
ООО «РФПИ Управление инвестициями-26» подвело итоги конкурса на предоставление юридических услуг. Победителем признали Санкт-Петербургское Адвокатское Бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры». Об этом сообщается на сайте госзакупок.
13:50
«Оборонэнерго» ищет юристов для спора с Министерством обороны
На госзакупках АО «Оборонэнерго» объявило конкурс на оказание юридических услуг по представлению интересов компании в арбитражных судах на всех стадиях процесса.
14:52
Vegas Lex окажет юридические услуги «Дорогам России»
На сайте госзакупок подвели итоги тендера ФКУ «Дороги России» Федерального дорожного агентства на оказание юридических и консультационных услуг. Конкурс выиграла Vegas Lex.
12:53
Верховный суд потратит 19 млн руб. на системы хранения данных
Верховный суд объявил электронный аукцион на модернизацию вычислительной инфраструктуры систем хранения данных. Соответствующая информация размещена на едином портале госзакупок.
14:03
«Иркутская электросетевая компания» ищет юристов для спора в ВС
«Иркутская электросетевая компания» объявила открытый запрос предложений на сайте госзакупок. Организация ищет специалистов, которые окажут юридическую помощь доверителю, а именно: оспорят приказ службы по тарифам Иркутской области в Верховном суде.  
8:42
Закупки "Роснефти" и "Газпрома" скроют
Правительство опубликовало предварительный список госкорпораций, информацию о закупках которых скроют. Об этом стало известно «Коммерсанту». Ограничат информацию временно – это связано с санкциями.
19:37
ФАС раскрыла картель на торгах ФСИН и Минобороны
Московское управление Федеральной антимонопольной службы выявило и наказало картель в ходе торгов на поставку геральдической продукции для Министерства обороны и ФСИН. 
11:05
АС Московского округа потратит 27,5 млн руб. на обслуживание здания суда
Арбитражный суд Московского округа подвел итоги электронного аукциона на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания суда с прилегающей территорией. Соответствующая информация размещена на едином портале госзакупок. 
13:25
Vegas Lex представит интересы дочки «Лукойла» в споре с Siemens
Vegas Lex стало победителем закупки у единственного поставщика от «Лукойла». Контракт рассчитан на год, и его стоимость составила 8,3 млн руб. Об этом сообщается на сайте госзакупок.
12:54
МОЭК ищет юристов на 300 млн руб.
Московская объединенная энергетическая компания объявила открытый запрос предложений на оказание ей услуг по правовому сопровождению деятельности. Соответствующая информация размещена на едином портале госзакупок. 
18:39
Артем Гоголев
АО "ВОСТЭК", начальник отдела планирования и проведения закупок

"Грамотно выстроенная система закупок в компании как гарантия прозрачности закупок и способ предотвращения злоупотреблений со стороны недобросовестных участников"

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ, Закон о закупках) является рамочным нормативно-правовым актом, который устанавливает цели и принципы проведения корпоративных закупок, а конкретизацию закупочной политики отдает самим заказчикам путем издания внутреннего правового акта, регулирующего закупочную деятельность. Как правило, это положения о закупочной деятельности, но в холдинговых компаниях также стали набирать популярность стандарты закупочной деятельности, которые устанавливают общие требования по всей вертикали холдинга.

В таком наделении хозяйствующих субъектов правом издания правовых актов, которыми должны руководствоваться другие хозяйственные общества заключается уникальность 223-ФЗ. До сих пор, в российском законодательстве, хозяйствующие субъекты могли издавать правовые акты, которые регулировали и устанавливали внутренние правила компании и не имели регулятивного воздействия на третьих лиц (другие, не связанные компании). Что касается корпоративных закупок, то правовой акт заказчика обязателен для участника рынка, если он желает принять участие в закупке.

Таким образом, грамотно выстроенная система закупок в компании-заказчика, является залогом прозрачности корпоративных закупок и способом предотвращения злоупотреблений со стороны недобросовестных участников.

Закон о закупках устанавливает минимальные требования к перечню документов регулирующих закупочную деятельность, которые заказчики должны разработать и принять в установленном порядке, а именно:

  1. Часть 1 ст. 2 Закона о закупках предусматривает, что при закупке ТРУ заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными НПА РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о закупках, правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке, ПоЗ).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, ПоЗ и изменения вносимые в такое ПоЗ, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе (ЕИС).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в ЕИС также подлежат размещению следующие документы:

  • извещение о закупке;
  • документация о закупке;
  • проект договора, который является неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.

ПоЗ должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).

Обязательные требования к содержанию извещения о закупке и документации о закупке предусмотрены в частях 9 и 10 ст. 4 Закона о закупках.

Других императивных норм к составу и содержанию правовых актов заказчика 223-ФЗ не содержит (Планы закупок, требования к подготовке и размещению которых устанавливаются нормами 223-ФЗ, не являются правовыми актами, т.к. не регулируют правовые отношения между участниками закупочной процедуры, а носят информационный характер. Строго говоря, в соответствии с содержанием ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, правовым актом является ПоЗ. Но учитывая, что содержание документации о закупке дополняет ПоЗ и служит для разрешения конкретной ситуации (конкретной закупочной процедуры), ее также можно причислить к правовому акту заказчика).

Более глубокая проработка и регламентация закупок зависит от предпочтений того или иного заказчика, а также целей, которые стоят перед компанией. Не малую роль тут играет позиционирование и стратегия компании на рынке. Если компания ставит перед собой цели увеличения инвестиционной привлекательности, листинг ценных бумаг и их котировки, то такой компании требуется максимально понятная и прозрачная закупочная политика, которая будет способствовать достижению поставленных целей.

Цели любой компании в процессе построения система закупок, с достаточно высоким коэффициентом коррелируются с такими целями 223-ФЗ, изложенными в ч. 1 ст. 1, как своевременное и полное удовлетворение потребностей в ТРУ с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективное использование денежных средств.

Такие же цели, как расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, относятся больше к функциям публичного-правого регулирования и в меньшей степени касаются основных целей хозяйствующих субъектов, если они отрицательно не влияют на достижение целей указанных в предыдущем абзаце. При этом, многие заказчики по 223-ФЗ декларируют в своих правовых актах, регулирующих закупочную деятельность, стремление к достижению всех целей Закона о закупках.

Закупочная деятельность компании, является бизнес-процессом, как и другие направления деятельности (управленческий учет, бюджетирование, претензионно-исковая работа и др.), и требует внедрения различных механизмов управления и подходов к проведению процедур. Представляется, что такой процесс не должен быть чрезмерно бюрократизированным и отвечать основным целям такой работы, а именно достижение своевременного и полного удовлетворения потребностей в ТРУ, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, при наиболее эффективном использовании денежных средств. Учитывая, что речь идет о процессе, то необходимо достигать цели с минимальными трудозатратами и времени.

Заказчику необходимо правильно рассчитать уровни принятия решений и маршрут движения документов в компании. Не имеет смысла копировать правовые акты других заказчиков. Вместо улучшения закупочной деятельности в компании, заказчик может получить прямо пропорциональный эффект, который будет вызван неготовностью внутренних пользователей реализовывать все регулятивные механизмы, связанный с непониманием стоящих перед ними задач, высокой загруженностью. В результате, заказчик столкнется с несвоевременным удовлетворением потребностей в ТРУ.

На сегодняшний день, одним из наиболее действенных и эффективных способов достижения прозрачности закупок и предотвращения злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков и участников, остается осуществление закупок через электронные торговые площадки (закупки в электронной форме).

В начале 2017 года в Госдуму внесены поправки к проекту федерального закона № 821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ направлен на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к закупкам в соответствии с 223-ФЗ, путем перевода закупок ТРУ, которые производятся в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ПП № 1352) в электронную форму.

Указанная законодательная инициатива для рынка юридических услуг носит положительный характер, в связи с тем, что многие крупные заказчики по 223-ФЗ, которые обязаны осуществлять закупки по правилам ПП № 1352, включают в свои планы закупок у МСП коды ОКПД2 относящиеся к юридическим услугам (так, например, у ПАО «НК «Роснефть» предусмотрен код ОКПД2 69.20.31.000 «Услуги по налоговому консультированию и подготовка налоговой документации для юридических лиц», у ПАО «МОЭК» коды 69.10 «Услуги юридические», 69.20.3 «Услуги в области налогового консультирования», у АО «РОСНАНО» код 69.10.19.000 «Услуги юридические прочие»).

Правоотношения в рамках корпоративных закупок носят встречный характер, с одной стороны заказчики, которые заинтересованы получить услуги лучшего качества путем наиболее эффективного расходования денежных средств, а с другой стороны участники рынка, стремящиеся получить контракт на наиболее выгодных условиях. И те, и другие, в процессе достижения поставленных перед собой целей могут допускать недобросовестные действия. Теме борьбы с недобросовестными действиями заказчика, посвящены многие нормы действующего законодательства РФ, которые применяются через различные контролирующие органы. Способы же борьбы с недобросовестными участниками закупок, в большей степени, находятся в руках самих заказчиков, которые в рамках построения системы закупок предусматривают различные фильтры, которые способствуют, более или менее успешно, определять наилучших исполнителей для удовлетворения конкретной потребности.

Для рынка юридических услуг, пресекательными недобросовестные действия участников мерами, помимо общих – включение в реестр недобросовестных поставщиков, вследствие расторжения договора по решению суда, в связи с существенным нарушением исполнителем условий договора (что для юридических услуг имеет определенные трудности), существуют специальные, включаемые в оценочные критерии, например, неисполнение или ненадлежащее исполнение участником своих обязательств по ранее заключенным с заказчиком договорам, нахождение в определенном рейтинге и др., которые напрямую зависят от репутации исполнителя и, которые будут влиять на оценку поданной им заявки.

17:06
«Объединенная авиастроительная корпорация» нашла юридического партнера за 43,5 млн руб.
На госзакупках определился подрядчик для «Объединенной авиастроительной корпорации» (далее «ОАК»), который окажет юридическое сопровождение при реорганизации.
10:00
Сбербанк заключил контракт с «Линией Права» на 21 млн руб.
Адвокатское бюро «Линия Права» стало поставщиком юридических услуг для ПАО «Сбербанк». Закупка проводилась у единственного поставщика, сообщается на сайте государственных тендеров.
15:02
Компания из структуры «Внешэкономбанка» заключила контракт с «ИУК Бизнес»
«ВЭБ-лизинг», входящая в группу «Внэшэкономбанка», заключит очередной контракт с ООО «ИУК Бизнес» на сумму 55,5 млн руб. Об этом сообщается на сайте госзакупок.
14:16
«Росатому» требуются юристы для проекта в Германии
«Росатом» ищет подрядчиков для юридического сопровождения и создания общества с ограниченной ответственностью в Германии. Соответствующая закупка размещена на площадке торгов компании.
15:38
Дочка «Росатома» ищет юристов для зарубежных проектов
АО «Атомпроект» запросило в закрытой форме цены на юридические услуги в рамках проектов компании за рубежом. Лимит финансирования на закупку составляет 23,6 млн руб.
15:36
Юристы «Пепеляев Групп» окажут услуги крупной лизинговой компании
Компания «МСП Лизинг» заключила договор с адвокатским бюро «Пепеляев Групп» на оказание юридических услуг максимальной стоимостью 36 млн руб.